https://doi.org/10.31089/978-5-6042929-2-1-2021-1-478-482

Название статьи:

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Страницы:

с 478 по 482 стр.

Авторы:

Смагулов Н.К., Адилбекова А.А., Евневич А.М.

  1. НАО «Медицинский университет Караганды», Караганда, Республика Казахстан
Ключевые слова:

профессиональная деятельность, преподаватели вузов, трудоспособность, дезадаптация

Резюме:

Аннотация. Введение. Профессиональная деятельность преподавателей сопряжена с воздействием большого числа стресс-факторов, длительное воздействие которых способствует развитию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), профилактика которого просто необходима.

Цель: оценка синдрома эмоционального выгорания как показателя профессиональной дезадаптации преподавателя вуза

Объекты и методы исследования. Преподаватели-женщины (68 человек), 3‑х возрастных категорий (до 30 лет, от 30 до 49 лет, 50 лет и старше). Анкетные, психофизиологические, статистические методы.

Результаты. Анализ сформировавшихся фаз СЭВ у преподавателей вуза показал, что фаза «Напряжение» имела минимальную выраженность (11,4 ± 0,04%). В большей степени была выражена вторая фаза «Резистенция» (22,9 ± 0,05%). Фаза «Истощение» по выраженности была на втором месте (11,4 ± 0,04%). Посимптомный анализ сформировавшейся фазы СЭВ показал преобладание в фазе «Резистенция» характеризующиеся, во-первых, «свертыванием» профессиональной деятельности, за счет сокращения требующих эмоциональных затрат обязанностей, (Р4. Редукция профессиональных обязанностей), во-вторых, не контролируемым влиянием на профессиональные отношения настроения (Р1. Неадекватное эмоциональное реагирование), в-третьих, когда преподаватель ощущает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие факторы («Н1. Переживание психотравмирующих обстоятельств»). В возрастном аспекте эффект выгорания проявляется не однозначно. Так, сформировавшаяся фаза «Резистенция» максимально преобладала в третьей группе (50 лет и более), в стадии формирования (складывающая) фаза «Резистенция» максимально преобладала в первой возрастной группе (до 30 лет).

Заключение. Профессиональная деятельность преподавателей вузов способствует росту СЭВ и его следует рассматриваться как производственно обусловленное заболевание, вызывающее утрату трудоспособности, неспособность квалифицированного выполнения работником своих профессиональных обязанностей.

Список литературы:
  1. Бухтияров И.В., Матюхин В.В., Рубцов М.Ю. Профессиональный стресс в свете реализации глобального плана действий по здоровью, работающих. Международный научно-исследовательский журнал. 2016; 3: 53‑55.
  2. Fred H.L., Scheid M.S. Physician burnout: causes, consequences, and (?) cures. Heart Inst. J. 2018; 45(4): 198‑202. https://doi.org/10.14503/ THU-18-6842
  3. Смагулов Н.К., Мухаметжанов А.М. Математическая оценка влияния различных факторов на функциональное напряжение организма военнослужащих. Медицина труда и промышленная экология. 2014; 11: 33‑36.