https://doi.org/10.31089/978-5-6042929-2-1-2021-1-226-230

Название статьи:

ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ СЕНСОРНЫХ НАГРУЗОК У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОПЕРАТОРСКОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Страницы:

с 226 по 230 стр.

Авторы:

Калинина С.А.1, Меркулова А.Г.1,2, Глухов Д.В.1

  1. ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», г. Москва, Россия
  2. ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия
Ключевые слова:

операторы, напряженность труда, сенсорные нагрузки, айтрекинг.

Резюме:

Аннотация: Введение. На сегодняшний день оценка сенсорных нагрузок у работников операторского профиля является некорректной в силу использования высокотехнологичных систем, многочисленные сигналы от которых определяются экспертами крайне субъективно: количество поступающих сигналов настолько велико, что эксперт не в состоянии их зафиксировать без дополнительного оборудования. Необходимо применение объективных методов регистрации данного показателя.

Цель работы: обоснование применения метода айтрекинга для оценки сенсорных нагрузок водителей общественного наземного городского транспорта и пилотов гражданской авиации.

Методы. В исследовании участвовали 45 водителей общественного транспорта и 24 пилота гражданской авиации. Проведена оценка сенсорных нагрузок методом айтрекинга. Полученные результаты сравнивались с данными, полученными в соответствии с Р 2.2.2006‑05.

Результаты. Суммарно за 1 ч управления автомобилем водитель получил 3159 сигналов, что в 4,5 раза превысило количество сигналов, определенных экспертом. Плотность сигналов, воспринимаемых пилотом, составила 2262, однако по данным айтрекера показатель существенно выше — 9848 сигналов.

Выводы Предложенный подход по оценке зрительных нагрузок может быть применен на различных профессиональных группах и поможет объективно оценить данный показатель, избежав ошибки эксперта.

Список литературы:
  1. Федорова Е.В., Чувирова С.А., Филимонов С.В. Специальная оценка условий труда водителей высшего учебного заведения. Научные горизонты. 2019; 2 (18): 141-59.
  2. Нушервони Б.Х., Бабаев А.Б. Тяжесть и напряженность труда водителей пассажирского автотранспорта при работе в условиях большого города. Вестник Авиценны. 2019; 21(2): 219-24