https://doi.org/10.31089/978-5-6042929-2-1-2021-1-217-221

Название статьи:

СТРЕСС И МОНОТОНИЯ КАК ФАКТОРЫ СМЕННОЙ РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

Страницы:

с 217 по 221 стр.

Авторы:

Закревская А.А.

  1. ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», г. Москва, Россия
Ключевые слова:

работники локомотивных бригад, ночные смены, утомление, монотония, стресс, скорость реакции, чувство времени

Резюме:

Аннотация: В статье представлены результаты психофизиологического обследования машинистов пассажирского и вывозного движения, работающих в дневную и ночную смену соответственно. Выявлена динамика успешности выполнения психофизиологических методик (изменения скорости реакции, количества ошибок, восприятия временных интервалов и др.) после дневных и ночных смен, а также отмечены различия в субъективном восприятии специфики работы в дневное и ночное время. Работа в ночную смену требует от машинистов мобилизации психофизиологических ресурсов, направленных на поддержание активного бодрствования и борьбу с монотонией. Дневные поездки воспринимаются как более стрессогенные за счёт большего количества входящей информации и интенсивности движения.

Цель: Исследование динамики функционального состояния машинистов, работающих без помощника, во время дневных и ночных поездок при увеличении продолжительности рабочего времени до 8 часов в пассажирском движении и до 12 — в вывозном движении.

Методы:

1. Экспресс-проба функционального состояния;

2. Методика «Чувство времени»;

3. Методика оценки стрессоустойчивости;

4. Методика «Самочувствие. Активность, настроение (САН)»;

5. Методика «Диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС)».

Результаты: Динамика скорости и стабильности зрительно-моторной реакции, точности восприятия временных интервалов, а также субъективное восприятие особенностей дневных и ночных смен самими машинистами позволяет выделить различия в специфике сменной работы: в дневное время она отличается большей интенсивностью, напряжённостью, что отражается и в количестве ошибочных действий, допущенных при тестировании после дневной поездки на тренажёре, и в субъективном переживании стресса, которое отмечают машинисты. Необходимость работать в ночное время требует от машинистов значительных усилий для мобилизации, что проявляется во время психофизиологического обследования перед ночной сменой, однако, вынужденное бодрствование во время ночной работы приводит к возникновению состояния монотонии у машинистов.

Список литературы:
  1. Козубенко, В. Г. Безопасное управление поездом. Вопросы и ответы. ‑ М.: Транспорт, 1992. ‑ 48 с.
  2. Сериков В.В., Закревская А.А., Колягин В.Я. Динамика профессиональной и функциональной надёжности работников локомотивных бригад в условиях сменной работы. // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. ‑ 2014. ‑ № 4 (71). ‑ С.56‑62.
  3. Sallinen M, Härmä M, Akila R, Holm A, Luukkonen R, Mikola H, Müller K, Virkkala J. The effects of sleep debt and monotonous work on sleepiness and performance during a 12‑h dayshift. // J Sleep Res. ‑ 2004. ‑ № 13, 285‑94.