https://doi.org/10.31089/978-5-6042929-2-1-2021-1-87-91

Название статьи:

Исследование смертности пилотов воздушных судов гражданской авиации РФ

Страницы:

с 87 по 91 стр.

Авторы:

Бухтияров И.В., Зибарев Е.В., Иммель О.В.

    ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», г. Москва, Россия

Ключевые слова:

напряженность труда, пилоты, информационная нагрузка, сенсорная нагрузка

Резюме:

Аннотация: Введение. Важное значение при оценке условий труда пилотов воздушных судов (ВС) имеет анализ напряженности труда, как фактора трудового процесса, способного оказать влияние на безопасность полетов. При этом существующие подходы к оценке напряженности труда имеют ряд недостатков, которые не позволяют дать объективную количественную оценку нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств, не учитывают множества алгоритмов действий пилота на различных этапах полёта, а ряд критериев сенсорных нагрузок не отражают реальных уровней, которым подвергаются пилоты.

Целью исследования является научное обоснование новых критериев оценки напряженности труда у пилотов ВС.

Методы исследования. В рамках выполнения комплексных исследований применялись гигиенические, анкетно-опросные методы, хронометражные исследования и алгоритмический метод анализа действий членов экипажа ВС, проведена оценка функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, психофизиологические и видеоокуломоторные исследования, оценка резервов внимания, математико-статистические методы.

Результаты. Установлено, что в основу новых критериев оценки напряженности труда у пилотов ВС могут быть положены следующие показатели: количество взлетов/посадок (за полетную смену/неделю), в том числе выполненных в ночное время; пересечение часовых поясов (за полетную смену/неделю); объем входящей информации (бит за полетную смену); время фиксации взгляда на приборе (в процентах от полетного времени); частота сменяемости изображения/значения на экране (раз/час); суммарная степень сложности многофункциональных приборов контроля (бит/с). Суммарная степень напряженности труда у пилотов соответствует классу 3.3.

Заключение. Требуются дальнейшие исследования с целью установления количественных критериев по предложенным показателям напряженности труда у пилотов.

Список литературы:
  1. Санитарно-гигиеническая характеристика вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации России. Введ. 14.10.1997.https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293835/4293835580.pdf
  2. Maria Juul. Employment and working conditions in EU civil aviation. EPRS | European Parliamentary Research Service. 2016
  3. Зибарев Е.В., Бухтияров И.В., Сериков В.В., Калинина С.А., Меркулова А.Г. Оценка сенсорных нагрузок у пилотов воздушных судов гражданской авиации // Медицина труда и промышленная экология. №7. 2020. С. 435‑442. DOI: 10.31089/1026-9428-2020-60-7-435-442. ISSN: 1026‑9428