https://doi.org/10.31089/978-5-6042929-2-1-2021-1-82-86

Название статьи:

Исследование смертности пилотов воздушных судов гражданской авиации РФ

Страницы:

с 82 по 86 стр.

Авторы:

Бухтияров И.В., Зибарев Е.В., Бетц К.В.

    ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», г. Москва, Россия

Ключевые слова:

пилоты воздушных судов, гражданская авиация, смертность, стандартизованный относительный риск.

Резюме:

Аннотация. Введение. Труд пилотов воздушных судов гражданской авиации (ВС ГА) характеризуется высокой психоэмоциональной нагрузкой в комплексе с другими неблагоприятными факторами, что является риском развития функциональных и соматических нарушений в организме, которые в последствие могут находить отражение в причинах и уровнях смертности. Цель исследования: изучение смертности пилотов воздушных судов гражданской авиации РФ, завершивших летную деятельность и вышедших на пенсию.

Методы. Когортный эпидемиологический метод исследования с проспективно составленной когортой. Когорта открыта 01.01.2010 г. и является пополняемой. Анализ выполнен за период с 01.01.2010 по 31.12.2019 гг., в когорту вошли 4513 пилотов воздушных судов гражданской авиации РФ мужского пола, завершивших летную деятельность и получающих пенсию с доплатой за выслугу лет, получено 22156,9 человеко-лет наблюдения. Рассчитаны повозрастные коэффициенты смертности для 5-летних возрастных групп, риск смерти оценен с помощью показателя стандартизованного относительного риска (СОР) с 95% доверительным интервалом (95%ДИ). В качестве группы сравнения принято мужское население РФ.

Результаты. Всего за 10-летний период наблюдения (с 01.01.2010 по 31.12.2019 гг.) из 4513 пилотов ВС ГА РФ, вошедших в когорту, умерли 150 человек (3,3%). Показано, что повозрастные коэффициенты смертности у пилотов ВС ГА РФ, завершивших летную деятельность, ниже во всех возрастных группах по сравнению с мужским населением РФ в 2019 г., кроме возрастной группы 35‑39 лет. Риск умереть от всех причин в совокупности для пилотов ВС ГА РФ, вышедших на пенсию, достоверно ниже, чем для мужского населения РФ (СОР=0,31 95%ДИ 0,26‑0,36).

Заключение. Требуются дальнейшие исследования, чтобы определить отдаленных последствия влияния условий труда и трудового процесса на здоровье пилотов ВС ГА РФ. Период наблюдения за когортой необходимо увеличить до 20 и более лет.

Список литературы:
  1. Зибарев Е.В., Бухтияров И.В., Сериков В.В., Калинина С.А., Меркулова А.Г. Оценка сенсорных нагрузок у пилотов воздушных судов гражданской авиации. // Медицина труда и промышленная экология. 2020; 60(7): 435‑442.
  2. Yong L.C., Pinkerton L.E., Yiin J.H., Anderson J.L., Deddens J.A. Mortality among a cohort of U.S. commercial airline cockpit crew. // Am J Ind Med. 2014; 57(8): 906-14.
  3. Blettner M., Zeeb H., Auvinen A., Ballard T.J., Caldora M., Eliasch H., Gundestrup M., Haldorsen T., Hammar N., Hammer G.P., Irvine D., Langner I., Paridou A., Pukkala E., Rafnsson V., Storm H., Tulinius H., Tveten U., Tzonou A. Mortality from cancer and other causes among male airline cockpit crew in Europe. // Int J Cancer. 2003; 106(6): 946-52.