Научный полк
С.И. Каплун: гигиенист, ученый, доброволец.

Эвакуация фабрик и заводов в глубокий тыл и создание новых военно-промышленных объектов на Урале в 1941-1942 гг. привели к ухудшению условий труда. В целях повышения эффективности промышленных предприятий ведущие специалисты по гигиене и патологии труда получили бронирование от военного призыва и были направлены на практическую работу. Однако часть ученых добровольно пошли на службу в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Например, непосредственно из стен Института имени В.А. Обуха на фронт отправился С.И. Каплун, который как заместитель директора по научной части имел бронь первой степени. Он служил армейским эпидемиологом 5-й гвардейской танковой армии. Сергей Ильич погиб в 1943 г. во время освобождения Полтавщины.

Каплун Сергей Ильич (1897-1943 гг.) — д.м.н., профессор, руководитель Отдела охраны труда Наркомата (1918-1927 гг.), главный редактор журнала «Гигиена труда» (1923-1937 гг.), директор Института охраны труда (1927-1933 гг.), заведующий кафедрой гигиены труда II МГУ (1924-26 гг.) и I МГУ — I ММИ (1926-1943 гг.), заместитель директора Института имени В.А. Обуха (1942-1943 гг.).

Из неопубликованных воспоминаний А.А. Летавета.

«Я помню наш разговор в начале 1943 года. Прозвучала Сталинградская победа, и у нас обоих было хорошее настроение. Но Сергей Ильич огорчался, что он не принимает непосредственного участия в войне и не может вложить свою лепту в дело победы. Работа в тылу его не удовлетворяла, он не мог как-то в ней найти своего места. В это время в Москву приехал в отпуск Павел Михайлович Ватрин, который был на фронте начальником санитарно-эпидемического отряда. Он рассказывал много интересного. Сергей Ильич тут же решил — вот где его место. Сергей Ильич проявил большую энергию, добился, что он в качестве добровольца был назначен начальником санитарно-эпидемического отряда на юго-западном фронте. Был он бесконечно рад. Вскоре я получил от него фронтовое письмо (оно сохранилось), в котором он рассказывал, что работа у него очень интересная, и что он нашел свое место в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. «Окунулся с головой в работу», пишет он в письме. В этом же письме он поздравляет меня с моей первой правительственной наградой – орденом Трудового Красного знамени, которую я тогда получил. При этом он совершенно правильно замечает: «Рад не только за тебя лично, но и за то, что в твоём лице оценен фронт нашей гигиеническом работы». Прошло ещё несколько месяцев, и вдруг в Москве было получено известие, что Сергей Ильич погиб.

Уже позже рассказывали, при каких обстоятельствах это произошло. Он ехал с группой товарищей в автомобиле по шоссе. Появился немецкий самолет. Все, включая Сергея Ильича, вышли из машины и залегли в стороне. Вдруг Сергей Ильич вспомнил, что он в машине оставил какие-то ведомости и побежал обратно к машине. В это время упала бомба, и он был убит на месте. Никто из членов его группы не пострадал. Похоронен он был в Полтаве. Так в результате случайности с этими ведомостями, которые никому не нужны были, погиб мой друг и товарищ, коммунист, хороший ученый, который при его работоспособности мог бы ещё много дать для развития нашего раздела науки».

Все новости