https://doi.org/10.31089/978-985-7153-46-6-2018-1-2-118-127

Название статьи:

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОРОДЕ РИГА

Страницы:

с 118 по 127 стр.

Авторы:

Калюжная Д.В.1, Лакиша С.И.2

  1. Рижский университет им. Страдыня, Кафедра гигиены труда и окружающей среды, г. Рига, Латвия,
  2. Рижский университет им. Страдыня, Институт рабочей и окружающей среды г. Рига, Латвия
Ключевые слова:

дошкольное образовательное учреждение, воспитатель, психосоциальные факторы

Резюме:

Проведен опрос работников дошкольных образовательных учреждений (воспитателей и няничек) города Риги, с целью выяснить распространенные психосоциальные факторы рабочей среды и связанные с ними субъективные жалобы о здоровье. Результаты показали, что работники детских садов больше подвержены следующим психосоциальным факторам: конфликты с родителями детей, конфликты с детьми и конфликты между коллегами. Работники, которые подвержены неблагоприятным психосоциальным факторам чаще отмечают, что испытывают ощущение постоянной усталости, раздражение и желание изолироваться, по сравнению с теми, кто не испытывает неблагоприятные психосоциальные
факторы.

Список литературы:
  1. Profesionālās karjeras izvēles valsts agentūra. Profesiju aprakstu katalogs. Режим доступа: http://www.nva.gov.lv/pkiva/docs/profesiju_aprakstu_katalogs_A4.pdf;
  2. Eglīte M. Darba medicīna. Rīga, 2000. 448. – 451. lpp., 536–537. lpp., 540. – 548. Lpp;
  3. ES PHARE finansētā Latvijas-Spānijas divpusējā sadarbības projekta “Atbalsts turpmākai likumdošanas saskaņošanai un institūciju stiprināšanai darba drošības un veselības jomā” izdevums. Darba apstākli un veselība darbā. Rīga, Labklājības ministrija, 2005. 104. lpp.;
  4. Eiropas Savienības Struktūrfondu programmas ”Cilvēkresursi un nodarbinātība” apakšaktivitātes “Darba attiecību un darba drošības normatīvo aktu praktiska piemērošana nozarēs un uzņēmumos” ietvaros izdots materiāls. Psihosociālā darba vide. Rīga, Labklājības ministrija, 2010. 83. – 90. lpp.;
  5. Eglīte M., Bake M. Ā., Dundurs J. Vides veselība. Rīga: Rīgas Stradiņa universitāte, 2008. 225.– 229. lpp., 628.–629. lpp. Rīga: Rīgas Stradiņa universitāte, 2008;
  6. Мирошина О.Н. Комплексная социально-гигиеническая оценка условий труда и здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений и пути их оптимизации. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kompleksnaya-sotsialno-gigienicheskayaotsenka-uslovii-truda-i-zdorovya-vospitatelei-doshko-0;
  7. Eiropas Savienības struktūrfondu nacionālās programmas “Darba tirgus pētījumi” projekta “Labklājības ministrijas pētījumi” pētījums. Darba apstākli un riski Latvijā. Rīga, 2007.
  8. European trade union committee for education project’s survey. Teachers’ Work-Related Stress: Assessment, Comparison and Evaluation of the Impact of Psychosocial Hazards on Teachers at Their Workplace. Brussels, 2011. 26 p.;
  9. Oxenstierna G., Magnusson Hanson L.L., Widmark M., Finnholm K., Stenfors C., Elofsson S., Theorell T. Conflicts at work –the relationship with workplace factors, work characteristics and selfrated health. Industrial Health. 2011. 49: 501–510 p.;
  10. Sjödin F., Kjellberg A., Knutsson A., Landström U., Lindberg L. Noise and stress effects on preschool personnel. Noise & Health. 2012. 14: 166–178 p.;
  11. De Raeve L., Jansen N.W.H., Van den Brandt P.A., Vasse R.M., Kant I. Risk factors for interpersonal conflicts at work. Scand J Work Environ Health. 2008. 34: 96–106 p.;
  12. Berg-Nielsen T.S., Solheim E., Belsky J., Wichstrom L. Preschoolers’ psychosocial problems: in the eyes of the beholder? Adding teacher characteristics as determinants of discrepant parent–teacher reports. Child Psychiatry Hum Dev. 2012. 43: 393–413 p.;
  13. Степанов Е.Г., Фасиков Р.М., Диденко Н.А., Акимова В.С., Ишмухаметов И.Б. Труд и здоровье учителей общеобразовательных школ в современных условиях. Медицина труда и промышленная экология. 2010. 6: стр. 24–27;
  14. Porto L. A., Carvalho F. M., De Oliveira N. F., Neto A. M. S., De Araújo T. M., Dos Reis E. J. F. B., Núria Serre Delcor N. S. Association between mental disorders and work-related psychosocial factors in teachers. 2006. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1590/S0034-89102006005000001;
  15. Eysel‑Gosepath K., Daut T., Pinger A., Lehmacher W., Erren T. Effects of noise in primary schools on health facets in German teachers. Noise & Health. 2012. 14: 129–34 p.;
  16. Степанов Е.Г., Ишмухаметов И.Б. Оценка индивидуального профессионального риска учителей. Медицина труда и промышленная экология. 2012. 1: стр. 39–41;
  17. Vecāko darba inspektoru komiteja. Psihosociālie riski darbā. SLIC. 2011. 8 lpp.