https://doi.org/10.31089/978-5-907035-94-2-2018-1-397-405

Название статьи:

КОМПЛЕКСНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И РЕЖИМОВ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ АВИАГАРНИТУР

Страницы:

с 397 по 405 стр.

Авторы:

Прокопенко Л.В., Курьеров Н.Н., Лагутина А.В., Почтарева Е.С.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», 105275, г. Москва, Проспект Буденного, 31

Ключевые слова:

шум,акустическая нагрузка, авиагарнитура, акустическая эффективность, сенсоневральная тугоухость

Резюме:

Среди профессиональных групп гражданской авиации, работники которых наиболее подвержены заболеванию сенсоневральной тугоухостью (СНТ), выделяются члены летных экипажей: пилоты — 8,41%, бортмеханики — 4,05%, командиры ВС — 3,78%, пилоты—инструкторы —3,95% от всех случаев СНТ в стране (2016 г.).

Гигиеническая оценка условий труда показала, что наиболее неблагоприятное воздействие на членов летных экипажей, в частности, вертолетов и турбореактивных самолетов, оказывают виброакустические факторы, действующие на фоне комплекса сопутствующих производственных факторов, в том числе и постоянного нервно-эмоционального напряжения.

На рабочих местах в кабинах самолетов с турбореактивными двигателями шум имеет равномерный широкополосный спектр, в кабинах вертолетов шум носит низкочастотный характер, в том числе, в инфразвуковом диапазоне частот.

Существенный вклад в формирование общей шумовой экспозиции для лиц летного состава может вносить шум, воздействующий на них во внеполетное рабочее время, который в настоящее время не учитывается, что приводит к недооценке шумовой экспозиции.

Авиагарнитура, как средство для ведения радиопереговоров и переговоров между членами экипажа ВС, выполняет функцию защиты от внутрикабинного шума. При радиообмене (урони звука в подгарнитурном пространстве могут достигать 110 дБА) она является дополнительным источником акустической нагрузкии имеет значительную частотную неравномерность акустической эффективности, поэтому её защитные свойства для шумов с различным спектральным составом будут различаться.

Для определения полной величины акустической нагрузки на членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации необходимы учет влияния шума во внеполетное рабочее время и частотных характеристик акустической эффективности авиагарнитуры при действии шума различного спектрального состава.

Список литературы:
  1. В.Н.Зинкин, В.И.Свидовый, И.М.Ахметзянов и др. Обоснование выбора средств защиты для профилактики шумовой патологии у авиационных специалистов / Актуальные проблемы защиты и безопасности / Труды X научно-практической конференции. СПб., 2007. Т.6. С.172-177.
  2. Крылов Ю.В., Лапаев Э.В. Шум и его влияние на авиационных специалистов / Авиационная медицина: руководство / под ред. Н.М.Рудного. П.В.Васильева. С.А. Гозулова. — М.: Медицина, 1986. — Разд. III. — Гл. 10. — С. 133-149.
  3. Мейман М.Ю. Формирование среднесуточной шумовой нагрузки летных экипажей гражданской авиации и ее влияние на орган слуха летчиков. Автореф. дисс.канд.мед.наук — Москва-Свердловск, 1990.—24 с.
  4. Приказ Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации».
  5. МУК 4.3.2231-07 «Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации».
  6. МУК 4.3.2499-09 «Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации. Изменения и дополнения 1 к МУК 4.3.2231-07».
  7. Прокопенко Л.B., Кравченко O.K., Курьеров Н.Н. О проблемах оценки шумовых экспозиций, действующих на членов экипажей воздушных судов гражданской авиации // Медицина труда и промышленная экология. — 2016. -№ 11. С. 45-48.
  8. Руководство авиационному врачу по вопросам питания ЛС ГА ВТ 1986 МГАРЛЭ Ту-154, стр. 3, 22, п, В, 3., РТЭ Ан-12, р. 27.20.00. стр. 6. РЛЭ Ил-86. п. II. 20.3.
  9. Руководство Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.
  10. Санитарно-гигиеническая характеристика вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации России (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ13.10.1997г. и Федеральной авиационный службой РФ 14.10.1997г.).
  11. СанПиН 2.5.1.2423-08 Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации, утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2008 г. № 60.
  12. СН 2.2.4/2.1.8.566-96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий, утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996г. № 40.