https://doi.org/10.31089/978-5-907035-94-2-2018-1-209-217
Название статьи:
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» У ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Страницы:
с 209 по 217 стр.
Авторы:
Суворов В.Г., Белова Т.О., Шелехова А.Е.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», 105275, г. Москва, Проспект Буденного, 31
Ключевые слова:
профессиональный стресс, олигофренопедагог, синдром профессионального выгорания
Резюме:
Целью исследования являлось изучение психологических особенностей формирования и структуры синдрома «профессионального выгорания» у олигофренопедагогов. Для решения поставленной задачи было обследовано 55 женщин в возрасте 21-40 лет, имеющих специальность «учитель – олигофренопедагогог». Группу сравнения составили 53 педагога массовых образовательных учреждений.
Для выявления психологического дискомфорта анализировались жалобы, предъявленные в устном и письменном опросе. Вопрос о наличии синдрома «выгорания», и его структуре решался с помощью методики Бойко.
Результаты анкетирования и опроса свидетельствовали, что наиболее частыми и общими жалобами для обеих групп являлись тревожность, раздражительность и возбудимость. Однако эти жалобы не только достоверно чаще встречались у обследуемых основной группы, но и появлялись значительно раньше. У лиц основной группы они появлялись при стаже от 3 до 6 лет при возрасте 25-30 лет, а у лиц группы сравнения регистрировались позже при стаже работы от 6 до 9 лет в более позднем возрасте (30-35 лет). Жалобы, характеризующие значительно выраженную деформацию личности, наблюдались регистрировались только у лиц основной группы и отсутствовали у педагогов массовых школ.
Результаты, полученные при использовании методики Бойко, свидетельствовали, что у 72,8% лиц основной группы был выявлен сформировавшийся синдром профессионального выгорания, в то время как у лиц сравнительной группе он встречался значительно реже (у 54,7% педагогов). Различие выявлено также в структуре синдрома выгорания. В группе олигофренопедагогов преобладала фазы напряжения, а в группе сравнения — резистенции.
Сравнительное изучение синдрома эмоционального выгорания позволяет заключить, что этот синдром у педагогов коррекционных школ развивается достоверно чаще, начинает формироваться раньше, характеризуется преобладанием в структуре фаз напряжения и проявляется выраженными психологическими нарушениями.
Список литературы:
- Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении — СПб, 2009. — 278с.
- Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 96–103.
- Водопьянова Н.А. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер,2005. —336с.
- Генкина В.А. Развитие социального интеллекта педагога. — СПб.: Питер, 2001. — 192с.
- Григорьева, Т.А. Вегетативные нарушения у работников административно-управленческого аппарата // Гигиенические проблемы охраны здоровья населения: материалы научно-практической конференции / Самара, 2001. —С. 204-206.
- Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики до коррекции // Психологический журнал. —2004. —Т. 25. —№ 2. —С. 86-92.
- Макарова Г.А. Синдром эмоционального сгорания // Психотерапия. —2003. —№ 11. —С. 18-20.
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. — 2001. — Т.22. — № 1. — С.16 — 24.
- Матюхин В.В. Методологические основы определения напряженности труда и рабочего напряжения организма при умственной деятельности // Актуальные проблемы физиологии труда и профилактической эргономики. Тезисы докладов IX Всесоюзной конференции / Москва, 1990. —Т.3. —С. 68-70.
- Митина Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика // Школа здоровья. — 1995. — Т.2. — № 1. — С.25-43.
- Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. — М.: Флинта, — 2001. — 192 с.
- Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. Мифы и реальность. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — 22с.
- Шкуринская Е.А. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе. — Волгоград: «Учитель», 2008. — 158с.
- Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. С. 68-74
- Реан А.А. Психология адаптации личности. — СПб.: Прайм- ЕВ-РОЗНАК, 2008. — 480 с.
- Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С.45—55.
- Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов. Дис… канд. психол. наук. — Ярославль, 2001. — 183 с.
- Сипко Г.В. Гигиенические принципы профилактики психосоматической патологии у работников административно-управленческого аппарата. Автореф. дис. …канд. мед. наук. — Москва, 2003. —24 с.
- Улыбина Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: Проблемы и перспективы. — Ставрополь, 1993. — С.75-76.
- Филина С. П. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. — 2003. — № 36. — С.-18-19.
- Форманюк Т.В. Синдром эмоционального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. С. 57-63
- Янданова Т.И. Психологический анализ самооценки учителя-дефектолога // Дефектология. — 2001. — № 2. — С.37-43.
- Jenkins, Janis H. The Psychocultural Study of Emotion and Mental Disorder. Handbook of Psychological Anthropology. Philip K. Bock (ed.) Westport, Connecticut London; Greenwood Press, 1994, р.100.
- Maslach C. Job Burnout // Annual Review of Psychology. —2001. —Vol. 52. — P.397-422.
- Ramsey R.D. How to stay fresh on the job // Supervision. —1999. —Vol. 60. —P 5.